Пандемия коронавируса уже сейчас нанесла огромный ущерб жизнедеятельности по всем фронтам, огромные убытки несут корпорации всех видов бизнеса, изменения совершенно точно коснутся офисной работы. Экстренный переход большинства мировых офисов на удаленную работу в перспективе точно наложит отпечаток на поведение руководства. Фриланс (удаленная работа) для современной России не является фактической нормой, если не считать сферу IT, и для руководителей после окончания пандемии встанет вопрос о рациональном распределении рабочей силы.
Несмотря на то, что по официальным данным, в России меньше всего заразившихся коронавирусом, работа всех крупных компаний если не остановилась, то особенности их функционирования однозначно изменились. Карантин заставил перевести все совещания в онлайн-режим, ограничены командировки и контакты с партнерами. В особенности изменения затронут офисный интерьер — это будет достаточно сложное испытание для тех, кто отдает офисной работе большую часть времени. Уже сейчас понятно, что пандемия изменит подход к офисной жизни, вопрос в какую сторону и насколько сильно. Скорее всего, изменения коснутся увеличения тенденции к удаленной работе, сокращению офисного штата и усилению мер по обеспечению безопасности.
Что может измениться в офисном интерьере после пандемии?
- Ужесточатся требования надзорных органов к большинству инженерных систем, в особенности, к вентиляции, для улучшения воздухообмена и создания наиболее комфортных условий для сотрудников. В частности, это затронет офисы высокой плотности, чтобы избежать увеличения процента заболеваемости ввиду плохой вентиляции и тесного контакта. Офисный FIT-OUT обязательно озаботится вопросами увеличения мощности систем кондиционирования и вентиляции — плотная посадка в открытом пространстве в момент пандемии выглядит крайне нежелательной, а после спада активности вируса руководители вряд ли захотят возникновения похожих ситуаций
- Удаленная работа как часть фриланса будет использоваться гораздо чаще. Пандемия помогла многим сотрудникам понять, что большую часть обязанностей можно выполнять и дома, без потери эффективности и с экономией времени. Развитие инфраструктуры для удаленной работы в компаниях среднего и малого бизнеса поможет в будущем сократить затраты на обслуживание офисов, однако с технической точки зрения это будет крайне сложно. Направление частичного фриланса состоит из множества зависимых процессов, включая управление и выстраивание технических алгоритмов, что требует современных решений и массу времени. Компаниям с «советской» системой работы будет крайне трудно принять систему удаленной работы, но несколько месяцев вынужденного фриланса помогут пересмотреть свои убеждения и сделать первый шаг к диверсификации рабочей силы
- Обслуживание офисных помещений должно выйти на новый, более европейский уровень, где на первом месте стоит защиты здоровья сотрудников и организация максимально комфортных условий. Сотрудничество со службами клининга, политика «чистых столов», увеличение рабочего пространства, организация отдельных зон отдыха и питания — вот за что будут бороться современные жильцы офиса. Эстетическая привлекательность и чистота офисного пространства после ужасов пандемии будет в приоритете у большинства компаний, и, конечно, это потребует дополнительных затрат. Возможно, будут предприниматься меры по замене отделки на более экологичную, с целью изменить офисный интерьер и получить большую отдачу от довольного персонала
- Помимо удаленной работы важным изменением может стать более активное развитие корпоративной связи внутри компании. Вне офисной жизни общение по видеосвязи не является чем-то не необычным, применение практики корпоративной видеосвязи поможет сократить расходы на организацию совещаний (оборудование в переговорных крайне дорогое) и увеличить скорость принятия решений. Проведение совещаний и конференций в дистанционном формате может стать одним из трендов следующего года, когда в 2020 году у компаний будет масса времени на вынужденную отладку данного процесса. Сейчас удаленные совещания позволяют минимизировать физически контакты и сократить командировочные расходы
Все перечисленные тенденции существуют на рынке уже некоторое время. Причиной их возникновения, конечно, не является пандемия коронавируса. Однако внедрение в жизнь данных технологий и практик позволит рационализировать использование офисных интерьеров, сэкономит ресурсы, повысит комфорт рабочих мест и сократит количество личных контактов между людьми.
В сложившейся ситуации не хочется проводить аналогии с эпидемиями Средневековья, когда катализатором к распространению заболеваний становились антисанитария и отсутствие элементарных норм гигиены. Однако проблема коронавируса в очередной раз обозначает важность ответственного подхода к организации корпоративного пространства, соблюдения норм при проектировании систем жизнеобеспечения и внедрения актуальных современных технологий для оптимизации работы офисных сотрудников.